Иллюстрация шкалы Лайкерта

Разъяснения по шкале Лайкерта

Вам, скорее всего, уже приходилось сталкиваться с этим распространенным типом шкалы оценки. Возможно, это был полученный по электронной почте опрос из магазина, где выяснялось, насколько Вы удовлетворены недавним визитом туда. А может, это было в той открытке, которую Вам вручили на последней торговой конференции.

Если Вы пытаетесь измерить чьи-то мнения или отношения, то шкала Лайкерта — один из самых популярных (и надежных) способов это сделать. Шкала Лайкерта позволяет определять мнения и отношения при помощи вариантов ответа в диапазоне от одной максимы до другой (например, от «абсолютно невероятно» до «очень вероятно»). В отличие от простого вопроса, предполагающего ответ «да» или «нет», шкала Лайкерта дает возможность определить степень суждения. Это может быть особенно полезно при рассмотрении важных или сложных тем и вопросов. Градация ответов также помогает проще определять области, нуждающиеся в улучшении, — рассылаете ли Вы анкету, чтобы определить степень эффективности преподаваемого Вами учебного курса, или собираете мнения клиентов о качестве обслуживания в Вашем салоне красоты.

Ниже приведены некоторые практические рекомендации, с которыми Вам будет полезно ознакомиться, прежде чем Вы начнете составлять анкеты или опросы.

Практические советы и подсказки по использованию шкалы Лайкерта

  • Обозначайте варианты ответов словами. Практика показывает, что пронумерованные шкалы, то есть шкалы с цифровыми значениями (к примеру, от 1 до 5), доставляют респондентам неудобства, так как участники опроса могут сразу не сообразить, какой конец диапазона имеет положительное значение, а какой — отрицательное. Вместо этого используйте слова для названия позиций шкалы, например от «плохо» до «отлично».
  • Сохраняйте однополярность. По возможности пытайтесь использовать «однополярную» шкалу с градацией ответов от «очень» до «совершенно не» вместо градации от «очень одно качество» до «очень другое качество». Например, лучше использовать шкалу от «очень смелый» до «совершенно не смелый», чем шкалу от «очень смелый» до «очень робкий». Почему? Дело в том, что однополярную шкалу респонденту проще себе представить, и Вы можете быть уверены, что одна максима является точной противоположностью другой максимы, что также делает вопрос методологически более эффективным.
  • Создавайте вопросы с нечетным количеством вариантов ответа. Шкалы с нечетным количеством значений (например, от 1 до 7, от 1 до 9, от 0 до 4) имеют среднее значение. Сколько вариантов следует давать респондентам? Результаты исследований показали, что у респондентов возникают трудности с определением своей точки зрения, если в шкале больше семи значений. Это означает, что в случае предоставления больше чем 7 вариантов ответа возникает вероятность того, что респонденты будут выбирать ответ случайно, что сделает Ваши данные лишенными смысла. Какое же магическое число надо использовать? Наши методисты рекомендуют пять значений для однополярной шкалы и семь значений для двухполярной.
  • Будьте последовательны. Варианты ответов на шкале должны быть на равном расстоянии друг от друга.(Расстояние между позициями должно быть одинаково по всей шкале. Это делает ее четкой и менее двусмысленной.) Это может быть полезно при использовании словесных обозначений вместо цифр. Дополнительные полезные советы см. в нашем методологическом блоге.
  • Предусматривайте все возможные варианты ответа. Шкала должна охватывать весь спектр возможных ответов. Например, если в вопросе спрашивается, насколько горячим был кофе, а диапазон ответов составляет от «очень горячий» до «умеренно горячий», респонденты, считающие, что кофе не был горячим вообще, не будут знать, какой ответ выбрать.
  • Будьте логичны. Используйте логику пропуска вопросов, чтобы сэкономить респондентам немного времени! Например, скажем, Вам необходимо узнать, насколько Вашим постоянным клиентам понравился Ваш ресторан, а затем узнать дополнительные подробности только в том случае, если они были чем-то недовольны. Для этого просто добавьте логику пропуска вопросов, чтобы только респонденты, которые недовольны, переходили к вопросу о рекомендациях по улучшению.
  • Формулируйте вопросы именно в виде вопросов. По возможности задавайте вопросы, вместо того чтобы использовать согласие с утверждениями. По возможности избегайте использования шкал согласия/несогласия, поскольку они подвержены ошибкам в виде вынужденного согласия. Это означает, что респонденты с большей долей вероятности согласятся с утверждениями, что бы в них не говорилось, нежели прочитают вопрос внимательно.

Измеряете ли Вы уровень удовлетворенности, эффективности, степень вероятности или частоту, рекомендуем использовать шкалу Лайкерта для последующих опросов и анкет! Для создания шкалы Лайкерта SurveyMonkey рекомендует использовать вопросы с множественными вариантами ответа (с выбором одного варианта).

Почему свыше 20 миллионов человек пользуются SurveyMonkey?

  • Бесплатно
    Отправляйте неограниченное количество опросов и голосований с помощью нашего БЕСПЛАТНОГО тарифного плана.
  • Простота в использовании
    Создавайте и контролируйте свой опрос по Интернету — мы позаботились о том, чтобы начать работу, научиться и пользоваться было легко.
  • Интуитивно понятный дизайн
    Не обязательно быть программистом или инженером — если Вы умеете проверить электронную почту или пользоваться Facebook, Вы уже можете пользоваться SurveyMonkey.
  • Результаты — в реальном времени
    Вы можете просматривать данные по мере их поступления, сохраняя их для себя или давая возможность другим людям видеть их.
  • Достоверность и опыт
    Инструменты SurveyMonkey помогли более чем 20 миллионам клиентов собрать информацию онлайн.
  • Расширение по необходимости
    Тарифные планы PRO системы SurveyMonkey расширяют Ваши возможности в отношении сбора и интерпретации информации благодаря расширенному аналитическому инструментарию и многим другим функциям.